ЦОНЧЕВА Людмила Константиновна
Дата рождения: 22 Июля, 1946
† 24 Января 2017
Кишинев, Республика Молдова

Цончева Людмила Константиновна, художник живописно-поэтического восприятия, высокой пластической культуры. На ее формирование повлияло творческое общение с прогрессивными мастерами молдавского искусства Михаилом Греку и Адой Зевиной, начавшееся в период учебы в Республиканском художественном училище (1961-66). Развитию пластического мышления способствовало углубленное изучение живописи Х1Х-ХХ веков на факультете теории и истории искусств Ленинградского института им. И. Репина (1973-1979).

Л. Цончева постоянно усложняет задачи: от мажорной декоративности ранних работ – серия «Болгарки юга Молдовы» (1971), «Осенний букет» (1972) – переходит к цветовой сдержанности: «Летний натюрморт» (1975), «Натюрморт со стульчиком» (1979), «Корзина с лилиями» (1985). Повышенная напряженность последующих работ – признак мироощущения, скорректированного временем.

В большом цикле кишиневских пейзажей художница раскрывает многоликость города, где живут еще улочки, напоминающие о прошлом, и растут новые микрорайоны: «Дома над озером» (1980), «Стены старого города» (1983), «Солнечный день» (1984). Чувства автора передаются ритмическим строем, колоритом, манерой письма. Ради выразительности образа Л. Цончева нередко трансформирует природные цвета, акцентирует движение кисти, пастозность мазков.

Накопленный опыт, свободное владение техникой позволяют Л. Цончевой работать раскованно, в импровизационной манере. Для ее вдохновенного творчества в равной мере важны интуиция и логика художественного мышления. В эстетическом претворении жизненных мотивов отражается острота видения и напряженность воли.

Людмила Цончева – член СХ СССР, Молдовы (1972), за успехи в живописи ей присуждена премия М. Гамбурд Министерства культуры Молдовы (2001).

Участвовала во многих выставках (в Молдове, России, Румынии, Украине, Болгарии, Литве, Германии, Японии, Марокко, Филиппинах).

1959-1961 – училась в Детской художественной школе им. А.В.Щусева в Кишиневе
1961-1966 – училась в Республиканском художественном училище (ныне – колледж им. А.Плэмэдялэ), г.Кишинев, на отделении живописи
1962 – знакомство с художником и искусствоведом Адой Зевиной, уроки и беседы с которой повлияли на формирование творческих взглядов
1963 – начало творческого общения с художником Михаилом Греку, совместные поездки на этюды в села Молдовы, дискуссии по проблемам современной живописи
1966 – начинает участвовать в республиканских, всесоюзных и зарубежных выставках
1966-1987 – преподавала специальные дисциплины в Детской художественной школе им. А.В.Щусева, г.Кишинев
1972 – принята в члены Союза художников СССР
1979 – окончила Санкт-Петербургскую Академию художеств, факультет теории и истории искусств

ДИАЛОГ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ
Существующее в среде критиков разделение художников на работающих с натуры или по воображению – весьма условно. Опыт многих мастеров (и таких знаменитых, как Ван-Гог, Матисс) свидетельствует о взаимодействии, казалось бы, полярных тенденций. Вглядываясь в природу, настоящий художник преломляет увиденное в своем воображении, следует законам искусства, и этот напряженный творческий процесс лежит в основе высокой эмоциональности произведений.

Подобные размышления возникают при встрече с живописью Людмилы Цончевой. Она не декларирует программы, но вдохновенно решает художественные проблемы, которые, возникая и меняясь на протяжении более трех десятилетий, определили ее творческую эволюцию. Главной целью остается создание образов, подсказанных жизненными впечатлениями, эстетически преображенных волей автора.

Маслом Л.Цончева начала работать с юных лет под влиянием искусства постимпрессионизма. Она сразу почувствовала особенности этого материала, его технические возможности. Ее увлек путь синтеза традиций французской, румынской живописи конца ХIХ – начала ХХ веков и народного национального искусства, который открывали в шестидесятые годы прогрессивные художники Молдовы – Михай Греку, Валентина Руссу-Чобану, Ада Зевина.

Мажорная декоративность, четкая архитектоника, нередко – стилизованный рисунок, вплетенный в цветовую гамму, определяют стилистику произведений раннего периода творчества Людмилы Цончевой, в целом характерную для молдавской живописи тех лет (цикл «Болгарки юга Молдовы», 1971). Художница гибко использует изобразительные средства, придает цветовым сочетаниям всякий раз иную экспрессию, согласованную с ее свежим чувственным восприятием жизни.

Людмила Цончева предпочитает хорошо знакомые и близкие ей темы, чаще всего пишет пейзажи Кишинева, где выросла, природу сельской Молдовы и Крыма, куда нередко выезжает для этюдной работы. Натюрморт является для художницы как бы лабораторным жанром, позволяющим исследовать выразительные средства живописи. Поэтому усложнение ее профессиональных задач наиболее четко прослеживается в натюрмортах. Например, «Натюрморт со стульчиком» (1979) построен по принципу чередования и ритмического сплетения тональных и фактурных мелодий. Букет и крестьянский стульчик объединены форсированным рельефом красочного слоя, сосуд и фрукты – плоскостным письмом. Материальность плодов скупо определяется цветовым акцентом, тактично введенным в общую гамму нейтральных тонов. В следующем десятилетии преодолевается композиционная статичность, все большую роль обретает процесс формообразования из красочных масс, обыгрываются разные технические приемы («Натюрморт с серебряным кувшином», 1981).

Постепенно изменяется пространственное видение художницы, чувство картинной плоскости. Прерывистый темный контур акцентирует упругую пластику растений, плодов, разных форм, живущих в уплотненной, «опредмеченной» воздушной среде («Крымский натюрморт», 1987; «Натюрморт с веткой инжира», 1988). Свободная манера письма пастозными мазками передает биение творческого нерва. Повышенная напряженность пластической формы – признак мироощущения, скорректированного временем.

К концу восьмидесятых годов Людмила Цончева получила признание: ее уже не обвиняют в «формотворческом эстетстве», работы приобретаются престижными галереями (в том числе – Третьяковской). Однако, возникло испытание иного рода. Во многих регионах страны множились неоавангардные течения, поощряемые модой и новым рынком. Примкнуть к ним было легче, чем сохранить верность своим принципам.

Художница продолжает развиваться органично, без метаний. Не утрачивая творческого темперамента, больше доверяя интуиции. Она чувствительна к витальным силам природы, что ярко проявляется в крымских пейзажах, насыщенных контрастами. Динамичный волевой жест, бег кисти, нажим мастехина, решительные линии, выделяющие абрис важного элемента, как бы намагничивают живописную структуру, метафорически выражая мощное дыхание Земли.

И в кишиневских мотивах природная среда обретает немалую роль: низкие дома утопают в буйно растущей зелени, главы церквей противостоят движению низких облаков. Своеобразие улиц и дворов акцентируется ритмикой форм, цветовых пятен. Автор смело трансформирует предметные цвета, но их вибрациями передает типичное для Молдовы светоизлучение.

Необычны пейзажи, выполненные в кишиневском ботаническом саду. Цветущие растения создают то звучный аккорд, то нежную мелодию, Неудержимая жажда жизни выражена в стрелах стеблей, развороте листьев, в форме лепестков, раскрывшихся к свету.

Экспрессия портретных работ – их цветовой оркестровки и всей пластической структуры – адекватна психическому складу человека, его духовному настрою. Автор чутко улавливает и усиливает средствами живописи взволнованность чувств, душевное смятение, тревожное предчувствие («Жанна», «Стелла»ю 1989; «Портрет Л.Зайченко», 1995).

Накопленный опыт, свободное владение техникой позволяют Людмиле Цончевой работать раскованно, импровизируя и сразу корректируя свои эмоции логикой художественного мышления. Ее искусство несет заряд страсти и воли автора, волнует одухотворенной красотой. Оно способно гармонизировать и возвышать души, что так важно для возрождения культуры в период девальвации духовных ценностей.

Однако, диалог живописца с окружающим миром продолжается, и он чреват неожиданным развитием.

Людмила Тома,
доктор искусствоведения,
ведущий научный сотрудник Института
искусствознания Академии наук Молдовы

Curriculum Vitae

Образование
1959-1961 — училась в Детской художественной школе им. А.В.Щусева в Кишиневе
1961-1966 — училась в Республиканском художественном училище (ныне – колледж им. А.Плэмэдялэ), г.Кишинев, на отделении живописи
1962 — знакомство с художником и искусствоведом Адой Зевиной, уроки и беседы с которой повлияли на формирование творческих взглядов
1963 — начало творческого общения с художником Михаилом Греку, совместные поездки на этюды в села Молдовы, дискуссии по проблемам современной живописи
1979 — окончила Санкт-Петербургскую Академию художеств, факультет теории и истории искусств
Профессиональная деятельность
1966-1987 — преподавала специальные дисциплины в Детской художественной школе им. А.В.Щусева, г.Кишинев
1972 — принята в члены Союза художников СССР

Персональные выставки
1976 — Кишиневский Государственный Университет
1987 — Республиканское общество книголюбов, г.Кишинев
1989 — Дом Кино Союза кинематографистов Молдовы, г.Кишинев
1991 — Цирк на Цветном бульваре, г.Москва
1993 — Бизнес-Центр «Сиабеко», г.Кишинев
1996 — Представительство ОБСЕ в Молдове, г.Кишинев
1996 — Дворец Республики, г.Кишинев
1997 — Национальная библиотека Республики Молдова, г.Кишинев
1999 — Инвестиционный фонд «Экситонбон», г.Кишинев
2001 — Выставочный зал Союза художников Молдовы, г.Кишинев

Общие выставки
1967 — Всесоюзная молодежная выставка, г.Москва
1972 — Всесоюзная молодежная выставка, г.Москва
1973 — Всесоюзная выставка, г.Москва
1974 — Выставка произведений художников Молдовы, г.Пловдив
1975 — Всесоюзная выставка портрета, г. Вильнюс
1976 — Всесоюзная молодежная выставка, г.Москва
1979 — «Молодые художники Молдавии», г.Москва
1982 — Всесоюзная молодежная выставка, г.Москва
1987 — Выставка современного советского и японского искусства, г. Токио
1987 — Выставка весенней пленерной группы художников, г.Гурзуф
1988 — «Поиск», Дворец Республики, г.Кишинев
1988 — Выставка советской живописи в городах Марокко и Филиппин
1989 — Выставка, посвященная памяти М.Эминеску, г.Кишинев
1989 — Выставка художников-болгар Р. Молдова. Дворец Республики, г.Кишинев
1990 — Выставка художников Молдавии. Киноцентр на Краснопресненской, г.Москва
1992 — Выставка произведений художников Республики Молдова, г.Яссы, Румыния
1993 — Выставка изобразительного искусства Республики Молдова, г.Бухарест
1993 — Групповая выставка художников Молдовы. Театр им А.П.Чехова, г.Кишинев
1994 — Выставка художников-болгар Республики Молдова. Молдэкспо, г.Кишинев
1995 — Групповая выставка международной пленерной группы художников, г.Габрово, Болгария
1996, 1997 — Молдавский салон, г.Бакэу, Румыния
1998 — Московский международный художественный салон ЦДХ-98, г.Москва
1998 — Выставка, посвященная 50-летию Государства Израиль. Исторический музей, г.Кишинев
1998 — Групповая выставка художников Молдовы. г. Ансбах, Германия
2000 — Московский международный художественный салон ЦДХ-2000, г.Москва

Публичные коллекции
Национальный Художественный музей Республики Молдова
Государственная Третьяковская галерея, Россия
Амурский областной краеведческий музей, Россия
Карагандинский художественный музей, Казахстан
Удмурдский Республиканский музей изобразительных искусств, Россия
Балашихинская Картинная галерея, Россия
Одесский художественный музей, Украина
Челябинская областная картинная галерея, Россия
Запорожский художественный музей, Украина
Бендерская картинная галерея, Молдова
Частные коллекции
Молдова, Россия, Украина, Канада, США, Франция, Испания, Германия, Нидерланды, Болгария, Румыния, Израиль, Турция, Югославия, Австрия, Венгрия

Публикации
Первая республиканская молодежная художественная выставка. Каталог. 1966
Георгий Нисский. Краски молодости. – «Литературная газета», 1967, март, № 10
Г. Плетнева. Современное, национальное. – «Советская культура», 1967, 4 апреля
О. Воронова. Краски земли. – «Комсомольская правда», 1969, 22 октября, № 247
С. Бобэрнага. Експозиция де лукрэрь але фемеилор пластичиене. – «Култура», 1975, 29 ноемб., №49
Л. Тома. Рефлекций пе маржиня креацией тинерилор пикторь. – «Нистру», 1975, №7
Н. Ватолина. Вглядываясь в молодых.- «Творчество», 1977, №1
Молодые художники Молдавии. Каталог. 1979
М. Лифшиц. Молодые из Молдавии. – «Творчество», 1979, № 7
Л. Тома. Земля и люди. – «Творчество», 1981, № 10
Искусство Молдавской ССР; в кн.: История искусства народов СССР. Т.9., кн.1, 1982
Л. Тома. Поэтическим слогом живописи. – «Кодры», 1986, № 8
Л. Тома. Поэзия живописи. Городские пейзажи Людмилы Цончевой. – «Веч. Кишинев», 1986, 13 мая
Выставка современной советской и японской живописи. Каталог. – Токио, 1987
Л. Тома. Верность себе (Живопись Людмилы Цончевой). – «Колумна», 1992, № 8-9
Л. Шорина. Портрет Кишинева в интерьере времени. – «Республика», 1993, № 48, 4 декабря
Л. Шорина. Талант – это судьба. – «Молдавские ведомости», 1996, № 25, 15 июня
ЦДХ-98. Московский международный художественный салон. Каталог
ЦДХ-2000. Московский международный художественный салон. Каталог
О. Гарусова. «Сегодня состояние искусства напоминает лабиринт». – «Молдавские ведомости», 2000, 1июля
Т. Куртеева. Мгновения, мгновения… — «Деловая газета», 2001, 29 июня
Л. Шорина. Живопись Людмилы Цончевой. – «Молдавские ведомости», 2001, 2 июня
Eleonora Barbas. Gutui, smochine si colturi de mahala. – „Saptamina”, 1993, # 47
Eleonora Barbas. Replica autonoma si sensualism epurat. – „Femeia Moldovei”, 1996, # 5
Ludmila Toma. Incursiuni in creatia Ludmilei Toncev. – In cul.: Arta’ 1999-2000, Chisinau, 2001-10-11
Dictionary of International Biography. Twenty-fifth edition. – Cambridge, 1997
Leitgenossische Kunst Moldaviens. Каталог. – Ансбах (Германия), 1998

Каталоги / постеры / дипломы
Список репродукций
1. За работой. 1971. х.м. 60х70
2. Троянские девушки. 1971. х.м. 80х60
3. Портрет болгарской крестьянки. 1971. х.м. 60х50
4. Натюрморт со стульчиком. 1979. х.м. 80х60
5. Натюрморт со скрипкой. 1978 х.м. 80х60
6. Почта в Байраках. 1971. х.м. 60х60
7. Натюрморт с подсолнухом. 1981. х.м. 65х60
8. Маки и лилии. 1973. х.м. 70х80. Из собрания А.Андроника, Кишинев
9. Натюрморт с серебряным кувшином. 1981. х.м. 90х80
10. Летний натюрморт. 1975. х.м. 75х100
11. Стены старого дома. 1983. х.м. 68х85
12. Натюрморт с фруктами. 1984. х.м. 80х60
13. Новогодняя ночь. 1984. х.м. 80х100
14. Сушилки табака. 1986. х.м. 38х46
15. Корзина с лилиями. 1985. х.м. 83х70. Частное собрание, Москва
16. Цветущая сирень. 1988. х.м. 60х65
17. Улица в Бутученах. 1986. х.м. 60х65. Собрание В.и Р. Бошканских, Кишинев
18. Пейзаж в Твардице. 1986. х.м. 45х55
19. Улица в Твардице. 1986. х.м. 38х55
20. Крестьянский двор. 1986. х.м. 40х47
21. Портрет певицы А.Бельчевичиной. 1986. х.м. 55х45
22. Улочка в Гурзуфе. 1988. х.м. 69х68. Национальный художественный музей Молдовы
23. Балкон над морем. 1988. х.м. 100х80. Запорожский художественный музей, Украина
24. Жанна. 1989. х.м. 80х90
25. Натюрморт с веткой инжира. 1988. х.м. 90х90. Государственная Третьяковская галерея, Москва
26. Цветущая долина в Крыму. 1988. х.м. 72х80. Частное собрание, Канада
27. Девочка в кресле. 1989. х.м. 74х80
28. Фонтан у дома Раевского. 1990. х.м. 60х60. Днепропетровский художественный музей, Украина
29. Ворота монастыря. 1989. х.м. 60х59. Национальный художественный музей Молдовы
30. Портрет Стеллы. 1990. х.м. 55х49
31. Потрет Люды Зайченко. 1990. х.м. 60х50
32. Гурзуфский пейзаж. 1990. х.м. 80х60
33. Волнорезы. 1990. х.м. 55х55
34. Синагога. 1990. х.м. 60х80. Национальный художественный музей Молдовы
35. Старая мельница. 1991. х.м. 58х76. Частное собрание. США
36. Натюрморт с корзинами. 1988. х.м. 69х100
37. Оливы у моря. 1991. х.м. 38х55. Частное собрание, Кишинев
38. Ветка магнолии и фрукты. 1992. х.м. 80х100. Национальный художественный музей Молдовы
39. Парк в Крыму. 1991. х.м. 60х60. Частное собрание, Кишинев
40. Татарский источник. 1991. х.м. 60х50
41. Цветы у моря. 1991. х.м. 60х60. Частное собрание, Кишинев
42. Цветы и фрукты. 1993. х.м. 60х75. Частное собрание, Кишинев
43. Натюрморт на этажерке. 1988. х.м. 75х83. Национальный художественный музей Молдовы
44. Цветы и фрукты. 1990. х.м. 75х80.Амурский областной краеведческий музей, Россия
45. Натюрморт с подсолнухом. 1992. х.м. 73х120. Частное собрание. Кишинев
46. Церковь у кладбища. 1993. х.м. 60х70
47. Натюрморт со скрипкой. 1994. х.м. 87х100. Собрание С.Борца, Кишинев
48. Благовещенская церковь. 1996. х.м. 50х60
49. Сокольский монастырь. 1995. х.м. 45,5х 61
50. Натюрморт с сухой веткой. 1994. х.м. 73х73. Собрание А.Гузовского, Кишинев
51. Гладиолусы. 1994. х.м. 70х80
52. Настя. 1995. х.м. 50х40. Частное собрание, Кишинев
53. Людмила. 1996. х.м. 50х40. Частное собрание, Кишинев
54. Корзина с айвой. 1993. х.м. 80х100. Собрание А.Андроника, Кишинев
55. Пейзаж с водонапорной башней. 1998. х.м. 40х50
56. Церковь Константина и Елены. 2000. х.м. 35х35
57. Вазы у моря. 1995. х.м. 50х60. Собрание семьи Киртоака, Кишинев
58. Пейзаж с подсолнухом. 1997. х.м. 40х45
59. Астры. 1999. х.м. 60х60
60. Цветущий абрикос. 2000.х.м. 55х55
61. Вишневое дерево. 2000. х.м. 60х60
62. Пейзаж с маками. 2000. х.м. 50х50
63. Галя. 2000. х.м. 60х50
64. Натюрморт с черемухой. 2000.х.м. 58х75
65. Персики. 2000. х.м. 27х40
66. Старый тополь.2000. х.м. 60х60

Статьи искусствоведов
Диалог с окружающим миром
Людмила Тома, доктор искусствоведения, ведущий научный сотрудник Института искусствознания Академии наук Молдовы.