ПРЕССА: «БЕНДЕРЫ-600»

Categories:  Пресса

В Бендерах открылась выставка приднестровских и молдавских художников «Бендеры- 600»

РИА «Новый Регион» / 18.04.08

Бендеры, Апрель 18 (Новый Регион, Дмитрий Матвеев) – В Республиканской картинной галерее имени А. Лосева сегодня состоялось открытие выставки приднестровских и молдавских художников «Бендеры-600».

Как передает корреспондент «Нового Региона», в экспозиции представлено более 100 произведений живописи, графики, скульптуры и декоративно-прикладного искусства 26-ти молдавских и 10-ти приднестровских художников.

Инициатива проведения выставки принадлежит Товариществу русских художников Молдавии «М-Арт» русской общины Молдавии, содействие в организации оказало посольств России в РМ.

В церемонии открытия приняли участие помощник президента по вопросам науки образования и культуры Елена Бомешко, советник посольства России в Молдавии Николай Гончаров, председатель русской общины Молдавии Людмила Лащенова и председатель товарищества русских художников Молдавии «М-Арт» Сергей Сулин, представители госадминистрации Бендер, а также многочисленные художники и посетители галереи.

«Здорово, что Приднестровье интересно для творческих людей из других стран Болгарии и Польши и Румынии, конечно же, России и Украины», – сказал вице-президент Международной ассоциации работников культуры и искусства, заслуженный художник Приднестровья Юрий Салко.

По его словам, «любая выставка для художника – это событие, так как именно через выставки происходит общение художника с миром. Главное, что художники могут общаться, видеть друг друга, видеть творческий уровень, и для каждого из них – это стимул для дальнейшей работы».

Говоря о представленных на выставке работах, Салко отметил, что большинство представленных работ выполнены в стиле реализма.

«Здесь нет абстракции, перфоманса, либо инсталляций, и это радует, так как, например, европейская живопись утратила интерес к реалистическому искусству, в ней преобладает абстракция, которая не несет особой смысловой нагрузки и представляет собой некий элемент артдизайна для украшения стен цветовыми пятнами», – сказал Салко.

По информации руководства галереи, в год 600-летия Бендер от Национального художественного музея Молдавии получены более 600 работ художника театра и кино Аурелии Роман. Она решила передать работы в дар Бендерам в благодарность за творческое сотрудничество.

2008 год в Приднестровье объявлен годом истории родного края.

время строить мосты
ПЕЙЗАЖ БЕЗ ГРАНИЦ

Александра ЮНКО, Независимая Молдова / www.nm.md

На открытие выставки молдавских и приднестровских художников в Бендерах пришли десятки людей

Нога Остапа Бендера, почти идентичного тезки города на Днестре, здесь, похоже, никогда не ступала. Известно только со слов свидетелей Ильфа и Петрова, -что где-то в этих краях тяжело груженный «бранзулетками» великий комбинатор пытался перейти в боярскую Румынию по Днестру, скованному льдом. Но потерпел неудачу и вынужден был вернуться в Страну Советов, чтобы переквалифицироваться в управдомы.

Мы, культурные эмиссары Кишинева, невидимую миру границу пересекли без проблем — благодаря тому, что ехали на роскошном автобусе, любезно предоставленном российским посольством. И, попав в Приднестровскую Молдавскую Республику, не обозначенную ни на одной карте земного шара, сразу же убедились: природа здесь точно такая же, как и в Республике Молдова: с ярко-желтыми одуванчиками на зеленой траве, цветущей сиренью и снежно осыпающимися лепестками плодовых деревьев.

Поводом для нашей поездки послужили дела давно минувших дней. В грамотке господаря Александру Доброго, датированной октябрем 1408-го, Бендеры впервые упоминаются как населенный пункт. Торжества по случаю 600-летия намечены на октябрь, но весь нынешний год для города на Днестре — юбилейный.

Славной дате и была посвящена выставка, задуманная Товариществом русских художников «М-Арт» во главе с Сергеем Сулиным, Русской общиной Молдовы и Министерством культуры РМ и организованная совместно с Министерством просвещения ПМР и Республиканской картинной галереей имени. А.В. Лосева.

18 апреля в здании галереи, расположенной в Бен-дерах, на улице Коммунистической, 77, состоялось открытие этой необычной экспозиции, в которой на равных участвовали живописцы, графики и прикладники Молдовы и Приднестровья.

Между нами, столицами

Признаюсь: из всех творческих людей больше всего люблю художников — как класс. Поэтому очень обрадовалась, когда оказалось, что в заветной поездке предусмотрели и «ложу прессы». Присоединились к нам и представители молодежных организаций. Им пришлось нелегко: крепким парням председатель республиканской Русской общины Людмила Лащенова, прижимая к груди букет сирени, доверила транспортировать самый деликатный груз — испеченный в Кишиневе «именинный пирог» весом в 30 кг с надписью «Бендерам — 600 лет». Еще одним ценным подарком оказалось роскошное издание книги пушкиниста Виктора Кушниренко «Бессарабская весна», которая весьма кстати открывается иллюстрацией Бендер, через которые Александр Сергеевич и добирался до губернского центра.

Мы едем в обратном направлении. Из шумного, запруженного транспортом Кишинева — в тихий город, пленяющий своей милой нестоличностью. Однако был в летописи Российской империи момент, когда все могло повернуться иначе.

На роль столицы бессарабского края равно претендовали и Бендеры. В их пользу говорило удачное расположение на берегу Днестра, а также более здоровый климат. Судя по архивным документам, чаша весов склонялась явно не в сторону грязного, страдающего от болотистых испарений и нехватки воды Кишинева. И все же решение было принято вопреки очевидным «плюсам» и «минусам». Некоторые исследователи считают, что тут не обошлось без традиционной взятки…

На улицах Бендер чисто и немноголюдно. Ностальгически трогают «советские» названия улиц.

Сразу заметно, что давнюю историю здесь не выкорчевывали в угоду новейшей, поэтому разные временные пласты мирно соседствуют и сосуществуют. Недавно восстановлено заброшенное кладбище девятнадцатого века. Так же бережно, как и к отечественным, отнеслись и к румынским могилам, появившимся в период с 1918 по 1940-й. Рядом со знаменитым царским «орлом» и танком времен Великой Отечественной встала стилизованная сквозная часовенка. Многочисленные кресты на улицах воскрешают трагические события начала девяностых. На здании картинной галере и также установлена мемориальная табличка в память погибшего здесь Василия Серикова.

Бендеры в вооруженном конфликте пострадали особенно. Моя коллега Галина Швец, которая работала тогда в Приднестровье и попала под обстрел, без содрогания не может вспоминать о тех далеких днях. Писательница и радиожурналистка Людмила Щебнева рассказывала, как в огород или в дощатый домик в глубине двора члены ее семьи выходили — точнее, выползали — под тонкое посвистывание пуль. Кровь, пролитая тогда, разделила нас на долгие годы. Иной раз казалось — навсегда.

Но даже в периоды полной! безнадеги кое-какие мосты все же! наводились. Благодаря усилиям! политиков и бизнесменов, общественных и молодежных организаций, благодаря культурным контактам и нашей неистребимой тяге друг к другу. Сейчас, после обнадеживающей встречи Президента Молдовы Владимира Воронина и лидера Левобережья Игоря Смирнова, возвращение под одну крышу перестает казаться несбыточной мечтой.

Крепость мы сдали немцам

Какие-то вещи здесь кажутся непривычными. Например, вместо министерства культуры есть только отдел в министерстве просвещения. Или — старинная крепость находится в ведении МВД. Впрочем, о последнем обстоятельстве мы не стали тужить, потому что благодаря этому познакомились с Александром. Молодой человек в форме не вызывал никаких ассоциаций со словом «мент». Такие лица остались только в светлом советском прошлом, да и то лишь на иллюстрациях в книжке С.Михалкова про дядю Степу. «Дядя Саша» легко сыплет средневековыми турецкими именами, достоверными сведениями и гипотезами. Вдобавок ко всему, он еще и археолог по образованию, в свободное от службы время занят разысканиями в архивах и пишет научную работу. А все пять лет учебы пропадал на раскопках, как и нынешние студенты Приднестровского университета.

Результаты этих усилий более чем внушительны. С прошлого года значительная часть исторического пространства (а это ни много ни мало 65 гектаров!) расчищена. Например, теперь мы сумели пройти так называемой «Водной дорогой», по которой туркам доставляли бочки от Протекающего вблизи Днестра. Покрытие у нее практически вечное, но, чтобы не повредить его бульдозерами и экскаваторами, участники раскопок вручную освобождали от тонн земли каждый квадратный сантиметр. Старинные стены, на которых отчетливо видны следы старинных ядер, укреплены котельцом и цементом. Одно из строений покрыто черепицей. Так было когда-то, и керамические изделия удалось найти чуть ли не соответствующие возрасту памятника. А внутри мы увидели прекрасно сохранившийся свод и перекрытие из цельного дубового ствола со средневековыми коваными скобами и гвоздями.

В одной из башен и в цитадели можно увидеть михрабы — молитвенные углубления. Они ориентированы строго на юг, обращены к священным для правоверного мусульманина Мекке и Медине. А с перпендикулярной стороны регулярно грабили посад пьяные казаки. Музыкой для ушей звучат старинные названия — Стрелковая башня, Конские ворота… Звучали имена Панина и Потемкина, Пугачева и Мюнхгаузена. Вроде бы в этих местах знаменитый фантазер путешествовал, сидя верхом на ядре. На самом деле здесь служил родной брат знаменитого барона, а уж насколько легендарна история о том, как наведывался к нему Карл М., судить вам.

Зато другие «гости» оставили вполне ощутимый след: стены вокруг испещрены надписями «ДМБ» и фамилиями служивых. А ведь бут, из которого сложена крепость, совсем не похож на мягкий, легко крошащийся известняк. Чтобы вырезать хотя бы инициалы, нужно немало времени и сил. Но, чтобы увековечить себя на века, не жаль ни того, ни другого. Другие надписи, краской по трафарету, предупреждают: «Осторожно! Огнеопасно!» Здесь, в башне Форт, военные некогда хранили баллоны с водородом.

А вот эти углубления ведут в подземные ходы. Они есть — и это не легенда. По некоторым предположениям, расположены тремя уровнями и тянутся на километры. Рано или поздно их обнаружат, раскопают, укрепят и сделают доступными для осмотра. Надеются найти и подкоп, проложенный под Днестром (в те поры река протекала куда ближе к крепостным стенам). В общем, от Бендерской крепости можно ждать еще немало сюрпризов.

А вот и первый из них. Пока мы лазили по земляным отвалам и каменным кладкам, Михаилу Мунжиу посчастливилось найти осколок керамического кальяна. Ему разрешили взять черепушку сложной конфигурации на память. Таких фрагментов (не из раскопа), которые невозможно идентифицировать, отсюда можно вывозить грузовиками. Правда, «черные» археологи не довольствовались столь безобидными трофеями. Из крепостных камней с турецкими надписями (их было примерно четыре десятка) уцелели единицы. Так что тонны земли, засыпавшие крепость в годы интенсивного строительства жилья в Бендерах, спасли ее от разграбления, как пески пресловутую гробницу Тутанхамона.

С прошлого года 16 августа в крепости, как и во многих других исторических местах, устраивают театрализованные представления. Представьте только: летят ядра, рвутся петарды, бегают турки в шароварах и с кривыми саблями и русские в мундирах и париках… Красота!

Выезжая за пределы крепости, встречаем автобус с жизнерадостными немецкими туристами. Они дружелюбно машут нашему «российско-посольскому». Старые счеты давно забыты. Германия совершила государственное покаяние, а тем самым сняла тяжкий груз вины с душ своих граждан. И, кстати, объединилась как раз тогда, когда мы позволили нас разъединить.

Дружим картинами

Выставка собрала без малого сорок участников и добрую сотню работ. Приднестровская сторона представлена и опытными мастерами, и подмастерьями, и студентами. Имена наших художников хорошо известны по эко — пленэрам, многие входят и в Товарищество передвижных выставок Андрея Пелина, а сейчас примкнули к «М-Арту». Интерес у всех этих бессребреников далеко не шкурный — больше писать, больше выставляться.

На открытие выставки пришли десятки людей. Официальная часть, конечно, затянулась. Кроме представителей Посольства РФ в Молдове, этнокультурных организаций и творческой интеллигенции, выступали Елена Бомешко, бывший министр, ныне — помощник И.Смирнова по вопросам науки, культуры и образования, лица из городской администрации. А декан специализированного факультета Приднестровского университета, директора местной художественной школы и художественного училища пришли в сопровождении своих питомцев. Из Кишинева экспромтом приехал и вдохновенно выступил по-русски Тудор Збырня, директор Национального художественного музея.

Отвыкшие от долгих речей художники выходили на свежий воздух и коротали время в маленьком солнечном дворе. По следам Поленова мы тут же окрестили чудесное местечко «бендерским двориком». Здесь вольготно гуляют разномастные коты, охотно позируя фотокамерам. Здесь музейные дамы, интеллигентные умницы, устраивают передышки и перекуры.

Здесь живописно растут березы, некогда посаженные первым директором галереи Алексеем Лосевым. А нынешняя директриса Галина Чибук, показывая на старые стены, сетует на то, что здание давно нуждается в ремонте. Здесь, проголодавшись, мы устроили импровизированный «завтрак чабана» — легкое белое вино, хлеб, кусочек сыра от Виктора Туцу и оладушки с зеленью от Лины Масликовой.

Другие наши художники жадно осваивали магазин-салон, также расположенный в галерее. Василь Иванчук безуспешно пытался пересчитать леи в местные рубли, а Виолетта Забулика -Диордиева, приехавшая с маленькой дочкой, радостно обнаружила какие-то особые карандаши с металлическим блеском.

Бендерчанин Василь Рудяга тоже пришел с сыном, которого на «официальной части» пришлось занимать рисованием. Василь и почти его однофамилица Олеся Рудягина, председатель Ассоциации русских писателей Молдовы, тем временем погрузились в генеалогические изыскания и выяснение возможного родства, уходящего корнями в века. А юные зрители толпились у триптиха Рудяги, на котором с удовольствием узнавали уголки родного города, включая ювелирный магазин.

Апофеозом мероприятия стал фуршет, устроенный усилиями обеих сторон. Людмила Лащенова и Галина Чибук в четыре руки нарезали пирог с надписью «Бендерам — 600 лет». Символические и очень вкусные куски пользовались особым успехом. Мне досталась часть с хвостиком последней буквы.

К фуршету подоспела еще одна колоритная личность — длинноволосый художник в берете и слегка подшофе, в выставке не задействованный, потому как — «не признают». Он расчувствовался, попросил, чтобы с ним поговорили по-молдавски, а в благодарность за это обломал ближайший куст сирени и торжественно преподнес бледно-лиловые кисти Людмиле Лащеновой. Правда, простодушно признался в том, что импровизированный букет «своровал». Так что, привезя в Бендеры кишиневскую сирень, увозили мы то же самое, только здешнего происхождения. Можно считать, что обмен верительными грамотами состоялся.

О деньгах, и не только

Еще утром, отъезжая из столицы, участники экспедиции познакомились с приметой от художницы Людмилы Цончевой: чтобы денег было больше, в пятницу нужно показать пролетающей птичке раскрытый кошелек.

Наталья Барбиер, талантливая журналистка, жена известного бендерского уфолога и мама двух очаровательных парнишек, приднестровские рубли — купюры с Суворовым и Шевченко — показывает не пернатым созданиям, а кишиневским гостям. Наташа начинала в моей родной «Молодежке», еще учась в университете, потом жизнь сводила нас не раз в других изданиях. Сейчас моя любимая студентка работает в оппозиционной официальному Тирасполю «Новой газете» и профессионально «наводит мосты», рассказывая читателям кишиневской прессы о реальной жизни реальных людей Приднестровья.

По словам Натальи Барбиер, бендерчан сегодня волнуют не политические перспективы, а неконтролируемый рост цен. Ситуация тревожная: цены повышаются каждый день, а бывает и так, что после обеда в магазинах дорожает то, что до обеда можно было купить за меньшую сумму. Пенсионеры ропщут из-за того, что лишились некоторых льгот. Причина этих ограничений ясна: денег в бюджете не хватает. Это какие же стаи должны пролетать над кошельками приднестровцев…

Правда, лично убедиться в том, что почем, нам не пришлось: в фирменные магазины компаний ‘Тигина» и «Квинт», чья продукция пользуется успехом, независимо от границ, мы не успели, а жаль. Зато в обратную дорогу захватили с собой чудное местное пиво «Старая крепость».

народная дипломатия
УЖ НЕВТЕРПЁЖ!

«Аргументы и факты» № 18,6 мая 2008 г. Даниала АНДРЕЕВА / www.aif.ru

ПОКА второй и третий эшелоны молдавской и приднестровской властей после эпохальной встречи В. Воронина и И. Смирнова раскачиваются, вовсю заработала народная дипломатия.

САМЫМИ легкими на подъем оказались художники с того и этого берегов. 18 апреля в Бендерской галерее имени Лосева открылась выставка, организованная Товариществом русских художников РМ «М-APT» при содействии Русской общины и Посольства РФ, а также Союза художников ПМР.

В большом посольском автобусе без всяких задержек на границе правобережцы поехали на экскурсию к знаменитой Бендерской крепости, где кипят восстановительные работы. Гостям показалось, что посредством машины времени они переместились в советский период: город — чистенький, школьники метут улицы, никаких тебе навязчивых рекламных растяжек, аляповатых новоделов и прочее.

Отлично принимали коллег местные живописцы во главе с директором галереи Галиной Степановной Чибук. Около 100 работ кисти 25 кишиневцев и 10 приднестровцев украсили стены этого культурного учреждения. Среди них полотна Алексея Колыбняка, Эмиля Келдеску, Дмитрия Пейчева, Марины Молотовой, Сорина Сорина, Сергея Сулина, Людмилы Цончевой, Инессы Цыпиной и др.

Был испечен огромный пирог с надписью «600 лет Бендерам», право- и левобережцы перефотографировались друг с другом, всласть наговорились и наобсуждались. Абсолютно все разговоры сводились кодной красной нити: скорей бы уже опять жить вместе, уж невтерпеж!

Путешествие из Молдовы в Молдову

Светлана Деревщикова,Известия в Молдове / 25.04.2008

В Бендерах открылась совместная выставка приднестровских и молдавских художников, посвященная 600-летию города.

Идея этого проекта принадлежит Товариществу русских художников «М-АРТ». Еще несколько месяцев назад его руководитель, кишиневский художник Сергей Сулин связался с директором расположенной в Бендерах Республиканской картинной галереи им А.В.Лосева Галиной Чибук. Приднестровская сторона предложение одобрила.

К поездке готовились со всей тщательностью. Были отобраны работы лучших молдавских художников. Стоит только назвать такие имена, как Эмиль Килдеску, Людмила Цончева, Дмитрий Пейчев, Виктор Гуцу, Инесса Цыпина, Виолетта Забулика-Диордиева, Лидия Мудрак — и становится понятно, какое значение придают в Кишиневе этому событию. Всего же на выставке были представлены работы сорока мастеров Молдовы и Приднестровья: живопись, графика, фотография, прикладное искусство.

В день открытия экспозиции мы поехали в Бендеры внушительной группой. Художники, искусствоведы, журналисты, представители Посольства Российской Федерации в Молдове, Русской общины в Молдове, студенты. В подарок везли огромный пирог с надписью «Бендеры — 600 лет». Дипмиссия РФ в Кишиневе помогла с транспортом, предоставив суперсовременный комфортабельный автобус с надписью «Посольство России». Эта надпись оказала прямо-таки волшебное действие: нас не остановили ни на одном из контрольно-пропускных пунктов, очевидно, приняв за дипломатов.

Бендеры вроде бы и близко, но — в силу ряда обстоятельств — вроде бы почти и заграница. Многие из нас не бывали там очень давно и волновались: как в городе встретят «молдавский десант»? Перед поездкой нам рассказали, что к тамошним жителям лучше всего обращаться не «господа», а «товарищи», и что галерея, в которую мы едем, находится на улице Коммунистическая.

Встретили нас, как самых дорогих гостей. Организовали экскурсию в Бендерскую крепость. Наш гид представился как Александр, сотрудник информационно — аналитического отдела Министерства внутренних дел Приднестровья. Симпатичный молодой человек с прекрасной литературной речью, блестящей эрудицией, огромным запасом интересных историй о крепости и, как выяснилось, с археологическим образованием. Вот такие в Приднестровье милиционеры.

Свой юбилей город отметит в октябре, но готовятся к нему уже сейчас. Приводятся в порядок улицы, ремонтируются дома. Там и тут — огромные постеры, извещающие о любви бендерчан к своему городу. В рамках празднования запланировано множество мероприятий, одним из которых как раз и стала совместная художественная выставка. В августе пройдет День 55-го Подольского полка: с костюмированными шествиями и фейерверком.

Бендерская галерея находится в небольшом, уютном старинном особняке. В день открытия выставки он был переполнен, что называется, до отказа. Интерес к событию оказался ошеломляющим. Приднестровские художники были рады возможности пообщаться, сравнить стили и манеру работы коллег с правого берега. Судя по всему, собрались в полном составе учащиеся местных художественной школы и художественного училища. Приднестровская пресса была представлена небывалым количеством изданий и телеканалов. И, наконец, присутствие городских властей и помощника главы приднестровской администрации по вопросам науки, культуры и образования Елены Бомежко придало событию масштабность и не только культурный, но и общественно-политический характер.

«То, что не смогли сделать дипломаты, сделали мы, художники: навели мосты дружбы», — говорилось в кулуарах. Особенно радовались и удивлялись присутствию директора Художественного музея

Молдовы, председателя секции живописи Союза художников Тудора Збырни: «Ну, уж если Збырня приехал, да еще и сказал речь на русском языке — это знаковое событие!»

Уже позже, когда отзвучали приветственные речи, когда публика прошлась по залам и прокомментировала работы, когда установилась неформальная атмосфера, а между хозяевами и гостями пошли задушевные разговоры, нельзя было не коснуться самого главного и самого острого вопроса. Как сами жители Приднестровья относятся к возможному объединению, о котором в последнее время говорится так много и для которого уже вроде бы делаются конкретные шаги?

Вот какие ответы мы получили.

«Дружить, сближаться — да, мы готовы. Объединяться — вряд ли. У вас, в Молдове, все больше смотрят в сторону Румынии, а наши люди как раз румынизации и боятся больше всего. Вспомните, ведь именно с этого все и началось».

«Не забывайте, что Бендеры — особый город. Ни в Кишиневе, ни в Тирасполе бои не шли. Именно Бендеры приняли на себя весь удар. Здесь до сих пор это помнят, а на домах (в том числе и на здании галереи, где мы сейчас находимся) установлены таблички в память о погибших в те дни. Так что процесс сближения будет долгим и трудным».

«Сейчас приднестровцев больше всего волнует не объединение, а невиданный рост цен. Вы там, в Кишиневе, может быть, к этому уже привыкли, а для нас каждый поход в магазин или на рыно к -это стресс, шок. Такого здесь никогда не бывало».

«Выросло уже целое поколение, никогда не жившее в Молдове. Как им объяснить, что мы — единая страна? Но рано или поздно выходить из этой искусственной изоляции придется. Только не раньше, чем и у вас, и у нас сменятся президенты. Должны прийти новые люди и новые силы, которым поверили бы все».

вернисаж
ЖИВОПИСЬ НАС СВЯЗАЛА

Надежда Январёва, РУССКОЕ СЛОВО / 24.04.2008 / www.russlovo.md

18 АПРЕЛЯ в Бендерской государственной художественной галерее имени А.Лосева торжественно открылась выставка, организованная Товариществом русских художников «М-Арт» при содействии Русской общины Молдовы, министерств культуры обоих берегов, Посольства России и Союза художников Приднестровья.

Выставка приурочена к 600-летию Бендер. Может быть, поэтому кишиневских гостей первым делом повели на экскурсию в старинную крепость, которая находится сейчас на реставрации. Скоро там откроется второй сезон раскопок. А 16 августа среди древних каменных стен будет разыграно красочное театрализованное представление, воскресающее события давно минувших дней.

В Бендерах не впервые проводится выставка картин художников из Молдовы, но такой представительной и яркой экспозиции здесь прежде не видели. И, естественно, знакомство с современным молдавским искусством вызвало огромный интерес.

Бросалось в глаза обилие молодежи – студентов Приднестровского университета, учащихся художественного училища и художественной школы. Были представители Посольства РФ в Молдове и городской администрации. Выступали многие, в том числе помощница И.Смирнова по вопросам науки, культуры и образования Елена Бомешко и директор Национального художественного музея Тудор Збырня, председатель республиканской Русской общины Людмила Лащенова и искусствовед Людмила Тома, директор галереи Галина Чибук и председатель «М-Арта» Сергей Сулин.

В экспозиции представлены около ста работ без малого четырех десятков живописцев, графиков и прикладников — членов Товарищества «М-Арт», приглашённых мастеров, членов СХ Молдовы и СХ ПМР. Среди них — Эмиль Килдеску и Алексей Колыбняк, Дмитрий Пейчев и Александр Григорашенко, Людмила Цончева и Инесса Цыпина, Александр Сидалковский и Аркадий Антосяк, Нина и Юрий Шибаевы, Лидия Мудрак и Виолетта Забулика-Диордиева, Ольга Орлова и Юрий Лащевский, Виктор Гуцу и Татьяна Фрунзе, Андрей Пелин и Илья Леу, Ирина Шух и Василь Иванчук, Владимир Смирнов и Лина Масликова, Сергей Сулин и Сорин Сорин, Вероника Котелева, Галина Молотова и Михаил Мунжиу. И почти все из этого длинного списка сумели выбраться в уникальную поездку.

Полпредами искусства Приднестровья стали Юрий и Алла Салко, Татьяна и Владимир Шума, Александр и Леонтий Глущенко, Григорий Султана и Иван Антоник, Геннадий Спицын и Василий Рудяга.

Обе группы – кишиневцев и бендерчан — очень быстро перемешались. Говорили о живописи и творческих планах, о том, как выжить художнику в условиях рыночной экономики и ценах на холсты и краски. Все без исключения пришли к выводу: мероприятие удалось, и хотелось, чтобы это было не в последний раз. Остается надеяться, что подобные «караваны искусства» станут проводиться и впредь, к обоюдной пользе и удовольствию.

Leave a Comment

антиспам проверка * Лимит времени истёк. Пожалуйста, перезагрузите CAPTCHA.