ВЕТКА, ПОЛНАЯ ЦВЕТОВ И ЛИСТЬЕВ

Categories:  Пресса

ВЕРНИСАЖ

Александра ЮНКО, НЕЗАВИСИМАЯ МОЛДОВА 15.06.2006

НЕЗАВИСИМАЯ МОЛДОВА 15.06.2006Эта метафора Юрия Олеши из книги «Ни дня без строчки» как нельзя более удачно подходит для экспозиции «Creanga rusa al arborelui creativităţii din Moldova», второй год подряд проходящей в выставочном центре имени К. Брынкуша. Шестьдесят четыре художника с обоих берегов Днестра представили на суд зрителей около ста тридцати работ. Это живопись, графика, объемная пластика. Организатором крупной культурной акции выступило Товарищество русских художников «М-АРТ» при активном содействии Союза художников РМ и центра имени Брынкуша.

Открытие выставки было приурочено ко Дню России. Однако состав ее участников поистине интернационален, и это знаменательно. Какие бы границы нас ни разделяли, что бы там ни происходило в большой политике, художники Молдовы помнят о своей духовной и этнической родине, развивают традиции, заложенные выдающимися мастерами восемнадцатого, девятнадцатого и двадцатого веков, и смело движутся дальше.

Если в прошлом году организаторам пришлось проделать титаническую работу в фондах и воскрешать полузабытые страницы русского изобразительного искусства Бессарабии и Молдавии, нынешняя экспозиция поражает разнообразием и значительностью произведений, созданных за последние годы. Взыскательный критик найдет здесь, конечно, некоторые вещи, которые, мягко говоря, недотягивают до шедевров. Их, возможно, стоило бы оставить «за кадром», однако общей картины они не портят и погоды, как говорится, не делают.

Несмотря на отдельные проколы, живописный раздел, по мнению многих авторитетов, сильнее даже весенней выставки СХ, поскольку здесь не заметна модная тенденция к абстрактным композициям, чем грешат многие молодые молдавские художники.

Дмитрий Пейчев, Людмила Цончева, Инна Цыпина, другие мастера среднего и старшего поколений самим своим творчеством отстаивают верность ценностям отечественного изо-арта-колористике и фигуративности. Картины Лидии Мудрак, Валентины Бобковой, Степана и Людмилы Тодосичуков, Ирины Шух, Михаила Мунжиу, Вадима Паламарчука, Тудора Фабиана, Татьяны Федоровой, Олега Болтнева, Никифора Свиристухина и Сорина Сорина, при всем своеобразии и разнообразии почерков и манер, остаются в русле творчески освоенной и развиваемой традиции. Рядом с уже известными художниками достойно представлены новые молодые имена.

Преемственность развития лучших традиций предшественников наиболее ярко выразил, мне кажется, Юрий Канашин в своем «Чоколове». Выдающийся керамист, поцелованный в лоб серебряным веком, был живым мостом, соединяющим Россию и Молдову. Последние полтора десятилетия жизни, когда больной Сергей Чоколов, лишившись слуха и речи, не мог работать в полную силу, но создавал потрясающие произведения, КОТОРЫЕ стали триумфом его творческого духа и примером подвижнического служения искусству.

Утраты, утраты… Нет уже с нами графика Александра Хмельницкого, и все же наш любимый коллега по Дому печати представлен на выставке женским портретом. Совсем недавно ушел из жизни скульптор Валентин Неживов, но попрежнему крутит колеса его неукротимый «Велосипедист» (железо и дерево), а «Девушка с лентой» поражает соединением, казалось бы, несочетаемых материалов — алюминия и мрамора.

Художественная дерзость всегда оправдана, когда за ней стоят творческие искания. Поэтому так радуют глаз увесистые куски шамота — «Радуга» Олега Добровольского, изящный текстильный коллаж Виолетты Диордиевой-Забулики из ее японской серии или «Евровидение» Александра Раевского: синий лист бумаги вставлен в портативную пишущую машинку, у которой шрифт состоит исключительно из золотистых звездочек.

Сей гротескный «объект» в чем-то перекликается с сюжетом из соседней по залу выставки польской карикатуры — петух самозабвенно поет, а у его лап лежит перевернутая шляпа для добровольных пожертвований. Да, судьба искусства в эпоху перехода к рыночной экономике — трагикомедия по жанру! нО Это уже, как шутили братья Стругацкие, совсем другая история. За иллюстрациями к ней пожалуйте на наш «Арбат», к параискусству, неизбежным лебедям и томным красавицам с противоестественной анатомией.

«Ветвь меньшая от ствола России» в прошлом году произвела фурор. В нынешнем заставляет задуматься. Шумя живыми цветами и листьями,-даст Бог, не засохнет и впредь.