МАХНУЛИ НА «ПОКРОВСКИЙ ВЕРНИСАЖ»

Categories:  Общие новости, Пресса

20.10.2017
«Русское слово». Александра Юнко
Среди многочисленных мероприятий, посвященных 225-й годовщине основания Тирасполя, храмовый праздник которого отмечается на Покров Пресвятой Богородицы, не последнее место заняла традиционная выставка участников XII Международного симпозиума KAMART «Покровский вернисаж», открывшаяся во Дворце республики 12 октября.
В нынешнем году она стала юбилейной – десятой по счету. Экспозиция представила произведения живописи и прикладного искусства 48 авторов из разных стран. В том числе здесь впервые были выставлены работы членов Товарищества русских художников РМ «М-Арт». Транспортировать картины и высадить в Приднестровье кишиневский десант помог Товариществу Российский центр науки и культуры.
Бусик РЦНК резво катил по шоссе. В этот день стояла прекрасная осенняя погода. Синели небеса, придорожные орехи, поля и леса на радость живописцам пестрели всеми оттенками октября – от глубокой зелени до густого золота и темного багрянца.
Тирасполь покорил уютом и чистотой – и дворниками в белых перчатках, всю эту красоту обеспечивающими. Привлекали внимание неформальные названия магазинов и закусочных – «Все до лампочки», «Шторки на окошки», «Кофеек с собой». Умиляла даже скромная «Пирожковая» с аршинными разноцветными буквами на вывеске.
Возглавляла десант неутомимая Людмила Алексеевна Лащенова, председатель Русской общины РМ. «М-Арт» делегировал в Приднестровье трех участников выставки – руководителя Товарищества Сергея Сулина, Ангелину Масликову и Галину Молотову. Культурный центр «ArtElit» представляла известная художница Эльвира Чемортан-Волошина, инициатор многих международных проектов. В группу поддержки входили также и журналисты.
«Покровский вернисаж» появился на свет по инициативе Центра исследования культурно-исторического и духовного наследия Приднестровья и Тираспольско-Дубоссарской епархии. Проводит его творческое объединение КАМАRТ при поддержке городского управления культуры с благословения архиепископа Тираспольского и Дубоссарского Саввы.
С большим интересом собравшиеся знакомились с произведениями художников Левобережья, их коллег из Турции, Польши, США, Украины. Молдавская часть экспозиции, кроме уже перечисленных авторов, составили картины Владимира и Вадима Паламарчуков и Марины Гроссу, работы гагаузских живописцев Петра Фазлы, Людмилы Олефиренко, Сергея Купавых.
Вели мероприятие Николай Дымченко и Юрий Салко, прославленные далеко за пределами Приднестровья.
Николай Викторович Дымченко – известный краевед, публицист, общественный деятель, автор нескольких книг и почти трех десятков брошюр по истории, искусству и культуре родного региона. Кандидат культурологии, заведующий кафедрой тираспольского филиала Московского института предпринимательства и права, увенчанный всеми возможными званиями и наградами. Именно он стоит во главе Центра исследования культурно-исторического и духовного наследия Приднестровья – инициатора «Покровского вернисажа».
Юрий Иванович Салко – народный художник Приднестровья, действительный член (академик) Петровской Академии наук и искусств (Россия) и академического сената Международной академии современного искусства в Риме (Италия), почетный член Национальной Академии изящных искусств (Бразилия). Его имя занесено в энциклопедию Германии «Who’s Who in Visual Art» Art Domain Whois Publisher.
Преподаватель Слободзейской художественной школы Светлана Кожухарь привезла на выставку тридцать ребятишек, которые подолгу замирали перед картинами, смотрели, обсуждали, снимали на телефоны.
Конечно, самый горячий интерес юных дарований вызвали работы их учительницы: гобелен и полотно «Русско-турецкая война», которая вполне может стать основой и для произведения прикладного искусства. На создание картины Светлану Ивановну вдохновила поездка в Вулканешты и памятник, воздвигнутый там в честь исторической битвы 1770 года на реке Кагул, когда русские войска под командованием П.Румянцева одержали победу над превосходящими силами турок и татар. Пушкин, посетивший этот буджакский уголок, писал:
Чугун кагульский, ты священ
Для русского, для друга славы…
Монумент в честь выдающейся победы — почти 22-метровая колонна, увенчанная чугунным крестом и полумесяцем – стал символом Вулканешт.
Светлана Кожухарь увидела его в необычном ракурсе и в окружении русских кавалеристов, кони которых скачут по земле и уносятся в облака.
Между прочим, Слободзейская «художка» в нынешнем году отмечает свой 45-й день рождения. Это большой праздник и для директора – Юрия Николаевича Затыки, и для всего педколлектива, и для будущих Репиных и Левитанов. Словно в подтверждение своей подготовки, друзья Богдан Руссу и Никита Лысенко вступили в оживленный искусствоведческий диалог Лащеновой на фоне столь любимых Людмилой Алексеевной подсолнухов, изображенных на холсте.
Между тем хозяева и гости обменивались подарками и добрыми пожеланиями. Украинцы привезли мозаичный портрет Ивана Котляревского, старшего пушкинского современника, переложившего античную «Энеиду» Вергилия. А председатель регионального Союза писателей Валерий Иванович Кожушнян презентовал двухтомную антологию поэзии и прозы Приднестровья Юрию Анатольевичу Работину, возглавляющему Одесское отделение СЖ Украины, а также рассказал о том, что в каждом выпуске местного литературного журнала публикуются репродукции художественных произведений. Все участники вернисажа получили от организаторов дипломы, футболки и кепки – и все вместе сфотографировались на память.
В состоянии великого душевного подъема мы тронулись в обратный путь. Людмила Алексеевна рассказывала о том, сколь многое связывает ее с Тирасполем. Галина Молотова вспоминала время, когда они с мужем, молодые выпускники ЛГИТМиКа, приехали из Ленинграда в Кишинев и познакомились со сверстниками из Клуба творческой молодежи. А Ангелина Масликова, родом из Омска, давным-давно укоренилась не только в Кишиневе, но и в селе Оксентия на берегу Днестра. Больше десяти лет назад супруги Масликовы купили здесь старый дом, отреставрировали его, сохранив молдавский стиль и самобытность маленькой усадьбы, и стали приглашать сюда друзей-художников – на этюды, на пленэр. Со временем новое жилье превратилось, можно сказать, в музей крестьянского быта и творческую базу для живописцев. Здесь работали многие известные наши мастера. А хозяйка создала целую портретную галерею односельчан и большую коллекцию местных пейзажей.
«М-Арт» уже не впервые проводит совместные с приднестровцами проекты. Достаточно вспомнить передвижную выставку, которую видели жители Рыбницы, Бендер и Тирасполя. Надо надеяться, «Покровский вернисаж» даст Товариществу новый импульс в этом направлении. А может быть, устроить и свой международный симпозиум.

Фото:
1. Памятник А. Суворову. Тирасполь.
2. Г. Молотова. Желтые цветы. Х., м., 38х32, 1991
3. А. Масликова. Церковь в Гоянах. Х, м, 50,5х34, 2012
4. Делегация из Кишинева. Члены Товарищества М-АРТ: А. Масликова, Г. Молотова, С. Сулин. Председатель Русской общины РМ Людмила Лащенова.
5. А. Масликова. Церковь. Х, м, 50,5х34, 2012
6. Г. Молотова. Сирень. Х, м, 46х40 1997
7. Общий снимок участников вернисажа.
8. Г. Молотова. Осень в ботаническом саду. Х., м. 45х40, 1997
9. Сулин Девочка в цыганском платье и собака.
10. Н. Дымченко, Л. Лащенова и Ю. Салко.
11. А. Масликова. Весенний пейзаж. К.м. 35х43, 2016
12. С. Сулин. Девушки Приднестровья Х., м. 2012
13. Гости и участники выставки.
14. С. Сулин. Сны о Петербурге. Х., м. 50х65. 2012
15. Осенние заботы. Х.м. 30х40, 2016
16. С. Сулин вручает Ю. Салко Каталог-справочник «Русская ветвь изобразительного древа Молдовы».
17. С. Сулин. Изморозь. Х., м. 80х65, 2013
18. Участница выставки С. Кожухарь
19. Г. Молотова. Весенний букет. Х., м. 35х35, 2008
20. «Дворец Республики»